- Толстой Ал. Ник
-
ТОЛСТО́Й Ал. Ник. (1883—1945) — писатель, драматург. Лит. карьеру начал как поэт, выпустив сб. "декадентских" стихов ("Лирика", 1907), напис. под влиянием символистов. В раннем творчестве проявились тяготение Т. к новейшим, модным веяниям в иск-ве, способность имитировать самые разные идеи, формы и стили. Результатом увлечения фольклором стали книги "За синими реками" и "Сорочьи сказки" (1909—10). Попыткой преодолеть манеру и поэтику стилизаций явился цикл реалистич. повестей и рассказов, составивших книгу "Заволжье" (1910). Написанные следом ром. "Чудаки" (1911) и "Хромой барин" (1912) тематич. примыкают к "Заволжью", но в них ощутимо сильное воздействие классиков 19 в. (Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского). В 1913 Т. дебютировал как драматург комедией "Насильники" (в последующие три года созданы пьесы "Касатка", "Выстрел", "Ракета" и др.). В 1917 Т. обратился к теме Петра Великого, в к-рой искал "разгадки рус. народа и рус. государственности" (рассказы "Наваждение", "День Петра"). Не приняв окт. событий, Т. в 1919 эмигрировал (Париж, затем Берлин). За границей написаны ром. "Сестры" (1-я часть трилогии "Хождение по мукам"), пов. "Детство Никиты", ряд новелл об эмиграции ("В Париже", "Рукопись, найденная под кроватью" и др.). В этих произв. преобладают ностальгич. мотивы, раздумья о судьбах рус. интеллигенции до и после рев-ции. В Россию Т. возвратился в 1923. В 20-е гг. им созданы рассказы о гражд. войне ("Голубые города", "Гадюка" и др.), в к-рых отразились коллизии между рос. действительностью и идеями обновления жизни; сатир. пов. "Похождения Невзорова, или Ибикус" (1924), социально-фантастич. ром. "Аэлита" (1922), "Гиперболоид инженера Гарина" (1925). В кон. 20-х гг. написан ром. "Восемнадцатый год" (2-я ч. "Хождения по мукам"), определивший содержание трилогии как эпопеи о рев-ции и гражд. войне. В сер. 30-х гг. Т. работал над пов. "Хлеб" ("Оборона Царицына", 1935—37), в к-рой события гражд. войны освещаются тенденциозно, с идеологич., "классовых" позиций. Главным творением Т. 30-х гг. стал ист. роман "Петр Первый". В нем он воссоздал одну из "трагич. и творч. эпох, в которую завязывался рус. характер". Его волновала проблема ист. аналогий. В романе акцентированы идеи искупления народных страданий, рус. государственности, а также деспотизма как оборотной стороны развития, прогресса нации. В 1941 был закончен роман "Хмурое утро", заключит. часть трилогии, созд., по определению автора, в жанре "монумент. реализма". Коренную идею эпопеи Т. выразил так: "“Хождение по мукам” — это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи." Наиб. значит. произв. военных лет явились публицистич. статьи ("Что мы защищаем", "Русская сила" и др.), цикл "Рассказы Ивана Сударева", драматич. дилогия "Иван Грозный". Достижения Т. как художника относятся гл. обр. к жанрам крупной эпич. формы и ист. романа; он — признанный мастер рус. худож. речи.
А. Н. Толстой. 1914
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.